Дагестанское время
21:07
Четверг, 24 Июня
Курсы валют
сегоднязавтра
85.99 85.99
72.22 72.22
Котировки
РТС 1664.94 1.58
ММВБ 3823.44 10.29
Brent 75.32 0.11

Белоруссии предстоит «косметический ремонт»?

13:3311.02.2021 2404

Александр Лукашенко по-прежнему не намерен всерьез делиться властью

За пару месяцев до белорусских президентских выборов, спрогнозировав неизбежную смуту после них, автор этих строк высказал мнение, что она будет представлять собой игру с нулевой суммой. Либо полностью победит оппозиция, либо А.Г.Лукашенко. Промежуточный вариант, когда Лукашенко, оставаясь у власти, серьезно и по-настоящему делится ею с оппозиционерами и/или наиболее прозападными фигурами в собственном окружении вроде главы МИДа В.Макея, крайне маловероятен хотя бы по причине психологических особенностей Александра Григорьевича.

Формально текущие начинания «батьки» в сфере общественно-политических реформ являются как раз промежуточным вариантом. Фактически о нем, конечно, речи не идет. Тихановскую и кампанию к власти не подпустят и близко, Макей введен в рамки подчеркнутой (возможно, что временно-неискренней) лояльности своему шефу. Судя по всему, реформы сведутся к модернизации и так уже существующей системы, подобной «народным демократиям» в послевоенной Восточной Европы. Будет осуществлена некоторая управляемая либерализация, отдельные сегменты власти и политические группы получат чуть больше свободы и права на инициативу, при условии безусловной преданности «национальному лидеру». Ни о глубинных изменениях речи нет. Зато Александр Григорьевич получит возможность говорить об удовлетворении требований общества и очередном акте доверия от всех его слоев.

Так, 11-12 в Белоруссии проходит очередное так называемое Всебелорусское народное собрание. На пике протестов казалось, что оно может сыграть роль платформы того самого промежуточно-компромиссного варианта, причем с возможностью трансформации в мирный уход Лукашенко. Президент обещал провести конституционную реформу, новые выборы и уйти со своего поста. Предполагалось, что главный закон страны будет обсуждаться как раз на ВНС. Рассматривался и вариант передачи ему значительной части президентских полномочий. Такой вариант позволил бы Александру Григорьевичу перейти уже на пост главы Собрания и сохранить власть при помощи «рокировки». Тем не менее, и это было бы заметным компромиссом.

Однако с каждым этапом нейтрализации протестов изначальное содержание идеи Собрания всё более выхолащивалось. Радикальных оппозиционеров типа четы Тихановских на него, следует полагать, не планировали звать изначально. Но реальное взаимодействие даже с противниками средней степени боевитости наверняка навевало на «батьку» тягостные мысли о «круглом столе» власти и оппозиции в соседней Польше, состоявшемся в 1989 году (и, кстати, стартовавшем тоже в первой половине февраля). Тогда власть и персонально Войцех Ярузельский согласились отдать мятежной «Солидарности» во главе с Лехом Валенсой некоторую часть полномочий и легального политического пространства при условии незыблемости системы в целом. Как результат – менее чем через год система рухнула.

Лукашенко схожий результат явно не устраивает. Поэтому и ВНС, обещавшее стать прорывным, подготовили по сценарию предыдущих пяти аналогичных мероприятий, весьма декоративных по своей сути. Делегатов выдвигали советы депутатов разного уровня и провластные общественные организации, что на 97-98% исключает вероятность неприятных сюрпризов от них. Правда, в качестве гостей, не имеющих права голоса, к участию пригласили представителей восьми из пятнадцати зарегистрированных в республике партий: лояльных к власти Белорусской социально-спортивной партии, Республиканской партии, Социал-демократической партии народного согласия, а также оппозиционных — Белорусской партии левых «Справедливый мир», Белорусского народного фронта, Белорусской патриотической партии, партии «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусской социал-демократической партии (Грамада). Оппозиционеры приглашения отклонили, мотивируя это несерьезностью ВНС, служащего, однако, цели легитимации правления Лукашенко. Правда, согласие выказала Анна Канопацкая, бывший кандидат в президенты, считающаяся «системным оппозиционером». При этом и она подчеркнула, что не видит в Собрании «какого-то там легитимного органа или органа власти».

По словам самого президента, на ВНС «во главе угла всех вопросов – экономика и насущные вопросы жизни людей: ценообразование, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, рабочие места, заработная плата и так далее». О возможности внесения предложений и по общественно-политической проблематике он тоже упомянул, но расплывчато и коротко. В обнародованной повестке ВНС про политические вопросы тоже не говорится, только про социально-экономическое развитие на ближайшую пятилетку. Вероятно, Лукашенко, в принципе являющийся сторонником «китайского пути» и стратегическим партнером Пекина, готов пойти на китайский вариант реформ: некоторые социально-экономические изменения с готовностью принять во внимание спектр разных мнений, при минимальном наборе политических изменений в основном косметического характера.

Дополнительный штрих: на сайте Собрания говорилось, что его решения принимаются в форме резолюций, которые не имеют прямого действия, а направляются президенту, который использует их согласно своему усмотрению. Если же затронутые вопросы не входят в президентскую компетенцию, он перенаправляет документ в соответствующие органы власти. И еще пара занятных организационных моментов. Участников ВНС поселят в нескольких минских отелях, среди которых гостиница «Виктория&СПА», принадлежащая президентскому сыну Виктору. Самое же интересное – ответ на загадку, почему число гостей и делегатов на съезде 2700. Именно столько…мест в принимающем мероприятии Дворце Республике. То есть не место подобрано согласно реальным количественным нуждам момента, а нужды моменты определены исходя из удобного места. В схожем духе, стоит думать, решат в итоге и вопрос о новом варианте Конституции.

За всем происходящим наверняка внимательно следят в Москве. Там обещанные Лукашенко реформы рассматривали как залог обновления политической системы, допуска внутрь ее ориентированных на сотрудничество с РФ сил и, в итоге, на выращивание государственного субъекта, менее противоречивого в плане взаимоотношений. Насколько проводимое Лукашенко косметическое переформатирование системы соответствует всем приведенным критериям – изрядный вопрос. Возможно, в условиях общей международной напряженности на это гипотетическое несоответствие закроют глаза. 

Станислав Смагин, политолог

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.